fbpx

NFT-Библия (перевод статьи OpenSea)

22.02.2021
Андрей Макаров
611

Incrypted совместно с @gryazin специально для вас перевели статью OpenSea об NFT. Для более глубокого понимания темы NFT, мы решили переводить статью не «слово в слово»: мы заменили несколько английских идиом на русскоязычные, а некоторые обобщенные моменты сделали более детальными. Ну и еще добавили ссылок на контент от Incrypted. Приятного чтения!

Если вы живете в мире криптовалют какое-то время, то вы, вероятно, уже слышали о термине «Невзаимозаменяемый Токен» или «NFT». Совершенно все равно, являетесь ли вы поклонником NFT или ничегошеньки о них не слышали. Этот пост будет полезен как ярым фанатам, так и абсолютно ничего незнающим о мире NFT людям.  

Являясь маркетплейсом NFT, OpenSea повидал многое. Площадка знает почти каждый NFT-проект, появившийся в интернете с конца 2017 года. Как раз тогда и появился первый стандарт NFT. Спросите OpenSea о любом NFT-проекте. С большой вероятностью ребята знают про этот проект и даже разговаривали с его разработчиками. Экосистема NFT – это группа новаторов: от энтузиастов до разработчиков, от геймеров до предпринимателей и художников. Быть частью этого сообщества – огромная честь. 

Этот пост написан для детального обзора NFT: технической анатомии ERC721, истории NFT, распространенных ошибочных представлений о NFT, а также текущего состояния рынка. OpenSea надеются, что он будет актуален как для новичков, так и для разбирающихся в данной сфере людей.

Что такое NFT?

Большинство дискуссий о NFT начинаются с идеи о возможности замещения, которая определяется как «способность заменить или быть замененным другим идентичным предметом». Звучит очень сложно, не так ли? Чтобы получить представление о том, что может представлять собой NFT, просто подумайте о большинстве вещей, которыми вы владеете. Стул, на котором вы сидите, ваш телефон, ваш ноутбук: все, что вы можете пойти и продать на eBay. Все эти вещи подпадают под категорию NFT.

Невзаимозаменяемый Токен (англ. Non-Fungible Token) или NFT – это токен на блокчейне. Он представляет собой уникальный вид актива. Примеры: игровые и коллекционные предметы, цифровое искусство, билеты на мероприятия, имена доменов и даже права собственности.

Оказывается, взаимозаменяемые активы на самом деле являются чем-то необычными. Валюта – классический образец заменимого имущества. Пять долларов – это всегда пять долларов, независимо от серийного номера на конкретной пятидолларовой купюре, или от того, находятся ли эти пять долларов на вашей банковской карточке. Возможность заменить пятидолларовую купюру другой пятидолларовой (ну или пятидолларовой, если пошла такая пьянка) – вот что делает валюту взаимозаменяемой.

Обратите внимание, что взаимозаменяемость является относительной: на самом деле она применяется только при сравнении определенных вещей. Рассмотрим билеты бизнес-класса, эконом-класса и первого класса. Каждый билет взаимозаменяем в пределах своего класса, но вы не можете также поменять билет первого класса на билет бизнес-класса. Даже кресло, в котором вы сидите, взаимозаменяемо с креслом той же модели, если только вы не прикрепили к нему какую-то особенную спинку.

Любопытно, что взаимозаменяемость может быть субъективной. Возвращаясь к примеру авиабилета. Человек, которому небезразлично где он сядет: у окна или у прохода, не согласится, что два билета эконом-класса являются взаимозаменяемыми. 

Примерно так же редкий пенни может стоить для меня 1 цент, но для коллекционера он будет стоить гораздо дороже. Далее мы увидим, что подобные нюансы становятся крайне важными при представлении перечисленных вещей на блокчейне.

NFT на блокчейне 

Задолго до появления криптовалют, у нас уже были цифровые валюты (“милли” в Аэрофлоте, внутриигровые деньги). Точно также у нас были и невзаимозаменяемые активы. Например, доменные имена, билеты на мероприятия, внутриигровые предметы, юзернеймы в социальных сетях типа Twitter или Facebook. Все эти предметы мы можем назвать невзаимозаменяемыми цифровыми активами. Их можно различить по типам пригодности для торговли, ликвидности или способа использования. Многие из них невероятно ценны: только в 2018 году компания Epic Games заработала 2,4 миллиарда долларов на продаже костюмов в своей бесплатной игре Fortnite. По прогнозам, в 2025 году рынок билетов на мероприятия достигнет 68 миллиардов долларов, а рынок доменных имен продолжает уверенно развиваться.

У нас есть тонны цифровых вещей, мы просто никогда им не владели.

Теперь мы поняли, что имеем целые тонны цифровых вещей. Но в какой степени мы «владеем» ими? Если цифровое владение означает, что вещь принадлежит вам, а не кому-то еще, то в каком-то смысле она действительно принадлежит вам. Но если цифровое владение больше похоже на физическое владение (свобода владеть вещью и передавать ее кому-либо), то в случае с цифровыми активами дела обстоят иначе. Грубо говоря, вы владеете этими цифровыми активами в конкретных условиях. Например, попробуйте продать вещь из игры Fortnite на eBay. Вы обнаружите, что передачу цифровых активов от одного человека к другому вызовет массу трудностей.

И наконец на помощь приходит блокчейн! Блокчейн обеспечивает координационный слой (англ. coordination layer) для цифровых активов, давая пользователям право собственности и управления. Блокчейн добавляет в невзаимозаменяемые активы несколько уникальных свойств, которые в корне меняют отношения пользователя и разработчика с данным типом активов.

Стандартизация

Традиционные цифровые активы: от билетов на мероприятия до доменных имен не имеют единого лица в цифровом мире. Игра, скорее всего, представляет свои внутриигровые коллекционные предметы совершенно иначе, чем система продажи билетов в театр. Размещая NFT на блокчейне, разработчики могут создавать общие и пригодные для повторного использования, наследуемые стандарты, относящиеся ко всем NFT.

К ним относятся такие базовые примитивы, как право собственности, передача и контроль доступа. Дополнительные стандарты (например, особый вид NFT) могут быть наложены сверху для красивого отображения внутри приложений.

Они аналогичны другим блокам цифрового мира, таким как формат файлов JPEG или PNG для изображений, HTTP для запросов между компьютерами и HTML / CSS для отображения контента в Интернете. Блокчейн добавляет слой сверху, что дает разработчикам совершенно новый набор примитивов с контролем состояния, на основе которых строятся приложения.

Совместимость (англ. interoperability)

Стандарты NFT позволяют токенам легко перемещаться сразу в нескольких экосистемах. Когда разработчик запускает новый NFT-проект, NFT сразу же становятся доступны для просмотра в десятках кошельков, они продаются на маркетплейсах и даже отображаются в виртуальных мирах. Это возможно благодаря тому, что открытые стандарты обеспечивают понятный, последовательный, надежный и разрешенный API для чтения и записи данных.

Возможность торговли

Наиболее привлекательной функцией, предоставляемой совместимостью, является свободная торговля на открытых маркетплейсах. Впервые пользователи могут размещать товары на маркетплейсах и пользоваться инструментами торговли: например, аукционами в стиле eBay. Также, пользователи могут продавать NFT за любую валюту. Например, за стейблкоины.

Для разработчиков игр возможность торговли активами является переходом от закрытой экономики к открытой, свободной рыночной экономике. Разработчикам игр больше не нужно управлять каждой частью своей экономики: от предложения ресурсов до ценообразования и контроля над капиталом. Вместо этого они могут позволить свободным рынкам делать тяжелую работу!

Ликвидность

Моментальная торговля (англ.instant tradeability) NFT приводит к повышению ликвидности. Рынки NFT могут обслуживать разнообразную аудиторию: от прожженных трейдеров до начинающих игроков. Такой подход позволяет охватить наибольшую аудиторию. Как бум ICO в 2017 году породил новый класс активов, управляемых мгновенно ликвидными токенами, NFT расширяют рынок уникальных цифровых активов.

Неизбежная и доказуемая ограниченность (англ. Immutability and provable scarcity)

Смарт-контракты позволяют разработчикам устанавливать жесткие ограничения на размещение NFT и обеспечивать соблюдение правил, которые не могут быть изменены после выпуска NFT. Например, разработчик может запрограммировать создание определенного количества редких предметов, сохраняя при этом бесконечный запас более распространенных. Разработчики также могут прописать, чтобы эти правила не изменялись со временем. Это особенно интересно для искусства, которое в значительной степени опирается на жесткую ограниченность произведений.  

Программируемость

Как и традиционные цифровые активы, NFT полностью программируемы. CryptoKitties (о которых мы поговорим позже) размещены в контракте, который содержит цифровых кошек. Многие из сегодняшних NFT имеют более сложную механику, такую как форжинг, крафтинг, случайная генерация и т.д.

Стандарты NFT

Стандарты NFT дают разработчикам гарантию, что активы будут вести себя определенным образом, и точно описывают, как взаимодействовать с базовой функциональностью активов.

ERC721

Впервые внедренный CryptoKitties, ERC721 стал первым стандартом для размещения NFT. ERC721 является наследственным стандартом контрактов Solidity smart. Это означает, что разработчики могут легко создавать новые контракты, совместимые с ERC721, импортируя их из библиотеки OpenZeppelin (прочитайте англоязычное полезное руководство по созданию вашего первого контракта на ERC721). На практике ERC721 относительно прост: он отображает уникальные идентификаторы, каждый из которых представляет собой один актив. А также адреса, которые отображают владельца этого идентификатора. ERC721 также предоставляет разрешенный способ передачи этих активов, используя метод transferFrom.

interface ERC721 {
  function ownerOf(uint256 _tokenId) external view returns (address);
  function transferFrom(address _from, address _to, uint256 _tokenId) external payable;
}

Если подумать, то эти два метода на самом деле все, что нужно для размещения NFT: способ узнать о принадлежности, и способ перемещения. Есть еще несколько других классных штуковин у этого стандарта, некоторые из них крайне важны для рынка NFT. Но ядро ERC721 является базовым.

ERC1155

ERC1155, разработанный командой Enjin, привнес в мир NFT идею “полувзаимозаменяемости”. В ERC1155 идентификаторы представляют не отдельные активы, а классы активов. Например, идентификатор может представлять собой «мечи», а кошелек может владеть тысячами таких “мечей”. В этом случае метод balanceOf вернет количество мечей, принадлежащих кошельку, и пользователь может переслать кому угодно любое количество этих мечей через transferFrom, используя идентификатор «меч».

interface ERC1155 {
  function balanceOf(address _owner, uint256 _id) external view returns (address);
  function transferFrom(address _from, address _to, uint256 _id, uint256 quantity) external payable;
}

Эффективность – это один из козырей ERC1155. С ERC721, если бы пользователь хотел передать 1000 мечей, ему пришлось бы изменять смарт-контракт через вызов transferFrom на 1000 уникальных токенов. С ERC1155 разработчику нужно всего лишь перевести от 1000 токенов. Такая эффективность, конечно же, сопровождается потерей информации: мы больше не можем проследить историю отдельного “меча”.

Обратите внимание, что ERC1155 предоставляет расширенный набор функций ERC721. Это означает, что актив ERC721 может быть построен с использованием ERC1155. У вас просто будет отдельный идентификатор и единичное количество для каждого устройства. Благодаря этим преимуществам, в последнее время мы стали свидетелями растущего внедрения стандарта ERC1155. Недавно в OpenSea был разработан репозиторий на Github для начала работы со стандартом ERC1155.

Составные компоненты

Составные компоненты, возглавляемые стандартом ERC-998, обеспечивают шаблон, по которому NFT могут владеть как невзаимозаменяемыми, так и взаимозаменяемыми активами. В мейннете было развернуто всего несколько компонентов NFT, но мы считаем, что есть невероятно захватывающие возможности для их использования!

…у cryptokitty может быть когтеточка и миска; блюдо может содержать в себе NFT «еда». Если я продаю cryptokitty, я продаю и все имущество моего котика.

Не-Ethereumn стандарты

В то время как Ethereum – это место, где в настоящее время происходит наибольшая часть действий, есть несколько других стандартов NFT, которые появляются в других цепочках. DGoods, разработанный командой Mythical Games, сосредоточен на создании многофункционального кроссчейн стандарта, начиная с EOS. Проект Cosmos также разрабатывает модуль NFT, который может быть использован как часть Cosmos SDK.

Метаданные NFT 

Как мы говорили ранее, метод ownerOf может помочь найти владельца NFT. Например, запросив ownerOf(1500718) по смарт-контракту CryptoKitties, мы можем увидеть, что владельцем CryptoKitty #1500718 на момент написания статьи является аккаунт с адресом 0x6452… Это можно проверить, посетив их аккаунт CryptoKitty на OpenSea или вебсайт CryptoKitties.co.

Но как OpenSea и CryptoKitties понимают, как именно выглядит CryptoKitty #1500718? И что насчет его уникальных атрибутов и названия?

Вот здесь и появляются метаданные. Метаданные предоставляют описательную информацию для конкретного идентификатора токена. В случае с CryptoKittty метаданные – это имя кошки, изображение кошки, описание и любые другие признаки (называемые «cattributes», в случае с CryptoKitty). Например, билет на концерт, помимо имени и описания, в метаданных будет иметь дату мероприятия и тип. А вот метаданные для вышеуказанной кошки могут выглядеть примерно так:

{
  "name": "Duke Khanplum",
  "image": "https://storage.googleapis.com/ck-kitty-image/0x06012c8cf97bead5deae237070f9587f8e7a266d/1500718.png",
  "description": "Heya. My name is Duke Khanplum, but I've always believed I'm King Henry VIII reincarnated."
}

Вопрос заключается в том, как и где хранить эти данные так, чтобы к ним могли получить доступ NFT-приложения.

On-chain vs off-chain

Сначала разработчики должны решить, какие метаданные представлять в on-chain, а какие поместить в off-chain. То есть, помещаете ли вы метаданные непосредственно в смарт-контракт, представляющий токены, или размещаете их отдельно?

Метаданные on-chain

Преимущества представления метаданных on-chain: 

  1. Они постоянно находятся вместе с токеном, сохраняясь за пределами приложения; 
  2. Они могут изменяться в соответствии с логикой on-chain. 

Первый пункт важен, если активы предназначены для того, чтобы иметь долгосрочную ценность, выходящую далеко за пределы их родного приложения. Например, произведение цифрового искусства будет сохраняться на протяжении веков, независимо от того, существует ли родной веб-сайт, который использовался для  создания такого произведения. Поэтому важно, чтобы такие метаданные сохранялись на протяжении всей жизни идентификатора токена.

Кроме того, логика on-chain может потребовать взаимодействия с метаданными. В случае с CryptoKitty, например, «поколение» CryptoKitty влияет на то, насколько быстро CryptoKitty может размножаться. А размножение происходит по on-chain: кошки более высокого поколения размножаются медленнее. Поэтому логика внутри смарт-контракта должна уметь читать его метаданные. 

Метаданные off-chain 

Несмотря на все эти преимущества, в большинстве проектов метаданные хранятся в off-chain из-за текущих ограничений по хранению блока Ethereum. Поэтому стандарт ERC721 включает метод под названием tokenURI, который разработчики могут реализовать, чтобы указать приложениям, где искать метаданные для данного элемента.

function tokenURI(uint256 _tokenId) public view returns (string)

Метод tokenURI вызывает публичный URL. А URL вызывает JSON словарь данных, что-то вроде примера словаря для CryptoKitty, приведенного выше. Эти метаданные должны соответствовать официальному стандарту метаданных ERC721, чтобы их могли получать такие приложения, как OpenSea. В OpenSea хотят дать разработчикам возможность создавать разнообразные метаданные, которые смогут отображаться внутри маркетплейса. Поэтому OpenSea добавили расширения к стандарту метаданных ERC721, которые позволяют разработчикам прописывать особенности NFT, анимацию и цвет фона.

Решения по хранению данных off-chain 

Если вы будете хранить метаданные off-chain, вы можете выбрать следующие варианты:

Централизованные серверы

Самый простой способ хранения метаданных – это где-нибудь на централизованном сервере или в облачном хранилище вроде AWS. Конечно, у такого метода есть свои недостатки:

  1. Разработчик может изменять метаданные по своему усмотрению; 
  2. Если проект выйдет из строя, метаданные могут исчезнуть из исходного источника. 

Чтобы уменьшить вероятность возникновения проблемы из пункта 2, существуют несколько сервисов (в том числе и OpenSea), которые будут кэшировать метаданные на собственных серверах. Такой подход будет гарантировать, что они могут эффективно обслуживаться пользователями, даже если оригинальное хостинговое решение выйдет из строя.

IPFS

Все больше разработчиков, особенно из цифрового искусства, используют межпланетную транспортную сеть (IPFS) для хранения метаданных off-chain. IPFS представляет собой P2P-систему хранения файлов. Она позволяет размещать контент на компьютерах таким образом, что файл дублируется сразу во многих местах. 

IPPS гарантирует, что: 

  1. Метаданные будут неизменными, так как они уникальным образом адресуются хэшем файла; 
  2.  До тех пор, пока есть узлы, размещающие данные, данные будут сохраняться.

Сегодня есть такие службы, как Pinata. Они упрощают процесс для разработчиков, управляя инфраструктурой для развертывания и управления IPFS-узлами, а долгожданная сеть Filecoin (теоретически) добавит слой поверх IPFS, чтобы стимулировать узлы к размещению файлов.

История NFT (2017 — 2020)

Теперь, когда мы понимаем, что такое NFT и как их можно создать, давайте погрузимся в их историю. 

Время до нашей эры: задолго до CryptoKitties

Эксперименты в NFT начались с появления цветных монет (англ. colored coins) в сети Bitcoin. Редкие Пепе, изображения персонажа ЛягушонкаПепе были одними из первых.

Некоторые из них были размещены на eBay, а набор редких Пепе позже продавался на аукционе в прямом эфире в Нью-Йорке.

Первым экспериментом NFT на базе Ethereum стал CryptoPunks. Он состоял из 10 000 уникальных коллекционных панков, каждый из которых обладал набором уникальных характеристик. Созданный Larva Labs, проект CryptoPunks имел on-chain маркетплейс, на который можно зайти через кошельки типа MetaMask. Это снижало порог вхождения в мир NFT для пользователей. Сегодня, учитывая их ограниченное предложение и сильный бренд, CryptoPunks, вероятно, являются лучшими кандидатами на роль настоящего цифрового антиквариата. Кроме того, тот факт, что панки живут в сети Ethereum, делает их совместимыми с маркетплейсами и кошельками (хотя и немного менее совместимыми, чем новые активы, так как они предшествовали стандарту ERC721).

Наша Эра: Рождение CryptoKitties 

CryptoKitties был первым проектом, который вывел NFT в мейнстрим. Запущенный в конце 2017 года на ETH Waterloo hackathon, CryptoKitties отличался от остальных примитивной онлайн игрой. В ней пользователи могли разводить цифровых кошек, чтобы затем создавать новых кошек различной редкости. Первые кошки «Поколения 0» выставлялись на голландский аукцион, а новые кошки могли быть проданы на вторичном рынке.

Некоторые члены игрового сообщества позже назвали CryptoKitties «ненастоящей игрой», но на самом деле команда проекта много сделала для пионеров игровой on-chain механики, учитывая ограничения дизайна в блокчейне. 

Во-первых, они построили алгоритм on-chain выращивания, скрытый внутри закрытого смарт-контракта, который определял генетический код кошки. Команда CryptoKitties даже обеспечила случайность разведения

Именно CryptoKitties дали NFT большой толчок, первые кусочки хайпа. Мы считаем, что вирусность CryptoKitties можно разобрать по пунктам:

Спекулятивная механика

«Разводческая» и торговая механика CryptoKitties дала четкий и понятный путь для заработка: скупить пару кошек, разводить их, чтобы сделать более редкую кошку, а затем повторить. Ну или просто купить редкую кошку и надеяться, что кто-нибудь придет и перекупит ее. Такая механика послужила толчком для роста сообщества. И пока игра привлекает все больше и больше новых пользователей, цены на кошек будут расти. 

В разгар хайпа, CryptoKitties достигли почти 5000 ETH в объеме, при этом кошка-основатель (англ. Founder Cat) №18 продавалась за 253 ETH. Это $110 000 на момент продажи. Позже эта сделка была отмечена продажей Дракона за 600 ETH, которая в то время составляла $170,000 (сентябрь 2018. Хотя многие предполагают, что продажа Дракона была незаконной. Столь высокие профиты привлекли больше пользователей в золотую лихорадку.

Вирусная история

Еще одной частью успеха CryptoKitties стала история проекта. CryptoKitties были прикольными и веселыми. Идея купить цифровую кошку за $1,000 была настолько абсурдной, что сделала отличный инфоповод. Вдобавок к этому, огромное количество пользователей смарт-контракта «сломало Ethereum». Поскольку Ethereum может обрабатывать только ограниченное количество транзакций одновременно (около 15 транзакций в секунду), увеличение пропускной способности сети привело к росту пула ожидающих своей очереди транзакций и росту цен на газ. Среднесуточное количество ожидающих транзакций возросло с 1500 до 11 000. Новые потенциальные покупатели кошек платили астрономические комиссии и ожидали подтверждения своих сделок в течение нескольких часов.

Эти факторы привели к «пузырю CryptoKitties»: в мир CryptoKitties входит новый спрос, а цены растут. Растущие цены ведут к растущему спросу. Но любой пузырь рано или поздно лопнет… В начале декабря цены на CryptoKitties начали падать, а объемы стали меньше. Многие поняли, что геймплей CryptoKitty, который был примитивен по сравнению с  «реальными играми», не сможет удержать широкую аудиторию. Как только новаторство стало обыденностью, произошел коллапс рынка. Сегодня CryptoKitties делает около 50 ETH объема в неделю.

2018: Хайп, горячая картошка (англ. hot potatoes) и Layer 2

Несмотря на спад рынка, первые дни CryptoKitties стали волшебным моментом для многих. Впервые команда развернула нефинансовое приложение на блокчейне, которое пробилось в технологический мейнстрим. Пусть и на несколько недель. После CryptoKitties, NFT прошли второй небольшой цикл хайпа в начале 2018 года, когда инвесторы и предприниматели начали думать о новом способе владения цифровыми вещами.

Игры Layer 2 и опыт

После CryptoKitties появились инновационные игры типа Layer 2. Игры, которые создали разработчики не из команды CryptoKitties. Волшебство CryptoKitties заключалось в том, что игры такого рода можно было разрабатывать «без ограничений»: разработчики могли просто накладывать свои собственные приложения поверх публичного смарт-контракта CryptoKitty. Например, Kitty Race дала пользователям возможность устраивать забеги между котиками из CryptoKitties и награждала победителей коинами ETH. А KittyHats позволяла пользователям обвешивать котиков аксессуарами, например, шляпами. Позже Wrapped Kitties объединили Kitties и DeFi, позволив превратить котиков во взаимозаменяемые ERC20 токены, которыми можно торговать на децентрализованных биржах. 

Dapper Labs (компания, стоящая за CryptoKitties) взяла проекты под свое крыло и создала KittyVerse.

Горячая картошка (англ. hot potato)

Тогда же появляется игры в стиле горячая картошка. Если вы знаете, что такое горячая картошка, вы – настоящий NFT-бродяга (англ. NFT OG). В январе 2018 года была запущена игра под названием CryptoCelebrities. Механика игры крайне проста. Сначала нужно купить коллекционную NFT со знаменитостью. Затем NFT стоимость NFT повышается. Когда кто-то покупает вашу NFT со знаменитостью, вы зарабатываете разницу между первоначальной ценой покупки и новой ценой покупки (за вычетом гонорара разработчика). Пока есть кто-то, кто готов купить вашу NFT, вы получите прибыль. Однако, если вы оказались последним держателем NFT, вы останетесь в убытке.

CryptoCelebrity оказалась невероятно вирусной из-за этого спекулятивной механики. Например, Дональд Трамп продавался по астрономически высоким ценам. 123 ETH, или $137k в то время. Можно сказать, что игра CryptoCelebrity навредила рынку. Но OpenSea считают, что эксперименты с ценовой и аукционной механикой – это крайне захватывающая часть дизайнерского пространства для NFT.

Венчурный капитал

Венчурный капитал и криптофонды также стали интересоваться миром NFT в начале 2018 года. CryptoKitties привлекли $12 млн. от инвесторов верхнего эшелона и еще $15 млн.в ноябре. Rare Bits, основанные соучредителями Farmville, собрали 6 млн. долларов в начале 2018 года, а игровая студия Lucid Sight собрала 6 млн. долларов. Позже Forte вместе с Ripple привлекли фонд в размере $100 млн. для блокчейн игры. Immutable (компания, стоящая за Gods Unchained) собрала 15 млн. долларов от Naspers Ventures и Galaxy Digital. Mythical Games собрали $19 млн. под руководством Javelin Venture Partners для флагманской игры Blankos Block Party на EOS.

2018 — 2019: Назад в Билдинг! 

После небольшого цикла хайпа в начале 2018 года, проекты NFT успокоились, и люди вернулись к билдингу. Такие команды, как Axie Infinity и Neon District, которые получили свой старт вскоре после CryptoKitties, удвоили сообщества энтузиастов. 

NonFungible.com запустили платформу трекинга рынка NFT и закрепили термин «невзаимозаменяемый» в качестве основного для описания нового класса активов.

Цифровое искусство

Примерно в это же время мир NFT начал будоражить деятелей искусства. Цифровое искусство оказалось естественным образом подходящим для NFT. Главная ценность физического искусства – это способность надежно доказать право собственности на произведение и выставить его где-нибудь. В итоге группа восторженных цифровых художников начала экспериментировать.

Начали появляться платформы для размещения цифрового искусства: SuperRare, Known Origin, MakersPlace и Rare Art Labs. Художники, такие как JOY и Josie, разворачивали собственные контракты, создавая настоящие бренды в пространстве. Cent. Эта социальная сеть с уникальной системой микроплатежей, стала популярным сообществом, где люди могут делиться и обсуждать крипто арт.

Минтинг площадки NFT (англ. NFT Minting Platforms)

Минтинг площадки NFT упростили жизнь для всех пользователей. Вне зависимости, имеют ли они навыки разработки для развертывания смарт-контракта.

В середине 2018 года была запущена Digital Art Chain, позволяющая пользователям создавать NFT из любого загруженного цифрового изображения: первый проект в своем роде. В том же году проект под названием Marble Cards добавил интересную фичу, позволив пользователям создавать уникальные цифровые карты на основе любого URL в процессе, называемом «мраморность» (англ “marbling”). Это позволило автоматически генерировать уникальный дизайн и изображение, основанное на содержании URL.

В 2019 году минтинг инструменты набирали обороты, хотя все еще сталкивались с трудностями. Mintbase и Mintable создали сайты, на которых обычные люди могли легко создавать свои собственные NFT. Например, платформа Kred облегчила создание визитных карточек. Kred также стали партнером конференции CoinDesk’s Consensus и сделали NFT «Swag Bag» для участников. А OpenSea создали простой менеджер витрины магазина для развертывания смарт-контракта и встраивания в него NFT.

UPDATE: В 2020 году перечисленные выше платформы претерпели эволюцию, наряду с Rarible и Cargo: появилось больше функций для создания NFT и других интересных фитч. Это позволило художникам, цифровым создателям и даже музыкантам создавать NFT без необходимости написания смарт-контракта. К концу года, OpenSea устранила необходимость платить за газ (комиссии), сделав создание NFT бесплатным.

Традиционный IP приходит в игру

Вслед за CryptoKitties, традиционные владельцы IP (интеллектуальная собственность) начали входить в NFT пространство. В апреле 2018 года компания MLB в партнерстве с Lucid Sight запустила игру MLB Crypto: бейсбол на блокчейне. Формула-1 в партнерстве с Animoca Brands запустила F1DeltaTime. Позже в этой игре продали машину 1-1-1 за 100 тыс. долларов, при поддержке OpenSea. Star Trek запустила набор кораблей внутри игры Lucid Sight под названием CryptoSpaceCommanders. Несколько лицензированных компаний, занимающихся торговлей футбольных карточек, также зашли в NFT. Среди них были Stryking и Sorare. Совсем недавно компания Panini America объявила о выпуске коллекционных карточек на блокчейне. MotoGP также сотрудничает с Animoca в и разрабатывает игры на блокчейне.

Япония лидирует

Японские игры привнесли более продвинутый геймплей на рынок. MyCryptoHeroes, ролевая игра со сложной внутриигровой экономикой, вышла на сцену и продолжает занимать верхние строчки в чартах DappRadar. MyCryptoHeroes была одной из первых игр, в которой сочетались игровая on-chain со сложным геймплеем. Пользователи могли использовать своих героев внутри игры, а затем переносить их в Ethereum, если хотели продать их на вторичном рынке.

Виртуальные миры расширяются

Новые виртуальные миры, основанные на блокчейне, запустили NFT для владения землей и внутренними активами. Decentraland, собравший $25 млн в ICO на свой токен MANA, начал распродажу земли стоимостью $10 млн. За большую часть 2018 года NFT Decentraland продемонстрировал больший объем торгов, чем любой другой NFT.  Проект Decentraland теперь имеет открытую бета-версию с некоторыми довольно радостными ранними событиями, такими как Battle Racers. Это гоночная игра, в которую может поиграть любой пользователь проекта.

https://twitter.com/NFTCrypto/status/1158087390814040064

В Cryptovoxels, еще одном проекте с виртуальным миром, был применен несколько более бережливый подход. Запустив в середине 2018 года очень простой webVR, компания CryptoVoxels постепенно расширила свою вселенную, стараясь не продавать больше игровой земли, чем того требует спрос. Сегодня CryptoVoxels превысила 1700 ETH в объеме, и средняя цена земли неуклонно растет.

Самым захватывающим элементом CryptoVoxels (так же как и Decentraland) является возможность показать свои NFT внутри мира. Энтузиасты создали музеи CryptoKitty, художественные галереи киберпанка, календарь приключений NFT, башни с лучшими NFT-проектами, а также магазины с аватарами. Среда CrypoVoxels быстро растет в комьюнити цифровых художников. Особенно среди пользователей Cent. Некоторые художники даже создают свои собственные валюты, или «социальные деньги», используя Roll. Roll – приложение, которое облегчает развертывание нового ERC20 токена и выставляет предмет цифрового искусства на продажу за собственную социальную валюту.

Далее на сцену NFT мира вышли и другие проекты. Например, Somnium Space. А также High Fidelity от создателей Second Life. Недавно The Sandbox объявила о продаже земли в своей вселенной в стиле Roblox, призванной расширить возможности строителей и создателей контента.  Это одна из самых ожидаемых игр на блокчейне.

Компания Enjin, которая привлекла 75 041 ETH на ICO в конце 2017 года, расширила свою «мультивселенскую» платформу: экосистему игр, построенную на стандарте ERC1155. Одним из основных интересных предложений Enjin является возможность легко переносить предметы из одной игры в другую. Например, команда Enjin выпустила «общий» (не для конкретной игры) Oindrasdain Axe. Forgotten Artifacts  добавили этот предмет в качестве экипируемого оружия в свою игру. Тем самым, дав владельцам Oindrasdain Axe повод прийти и поиграть в новую игру.

Карточные игры

Карточные игры с самого начала казались естественным подспорьем для NFT. Физическая карточная игра типа Magic the Gathering – это гораздо больше, чем просто игра. Это целая экономика, с десятками сайтов для покупки, продажи и бартера. Цифровые аналоги Magic, такие, как Hearthstone, теоретически могли бы создать внутриигровой маркетплейс. Но подобная идея была бы трудозатратна и могла бы не совпадать с бизнес-моделью продажи новых упаковок карточек Magic. Блокчейн же позволяет мгновенно создавать вторичные маркетплейсы, которые могут работать вне игры.

После предварительной продажи своих карт за 5 миллионов долларов Immutable запустили игру Gods Unchained. Пожалуй, самую разрекламированную игру на блокчейне на сегодняшний день. Когда Hearthstone запретила одному из своих профессиональных игроков участвовать в политическом протесте в Гонконге. Gods Unchained сделали следующее объявление:

@Blizzard_Ent просто запретили @blitzchungHS и лишили его выигрыша в Hearthstone, потому что они заботятся о деньгах больше, чем о свободе. Мы заплатим за ВСЕ его проигранные выигрыши и билет на наш турнир $500k: ни один игрок не должен быть наказан за свои убеждения. #freegaming

Команда Gods Unchained «заблокировала» карты (допустимое отклонение от основной функциональности ERC721) на длительный период времени до начала игры. В течение этого времени сторонние торговые площадки позволяли пользователям выставлять карты на продажу, но на самом деле их нельзя было купить, так как их нельзя было передавать. Когда карты были разблокированы в ноябре, рынок Gods Unchained лопнул, ведь более 1,3 млн. долларов этого рынка пользователи “слили” во вторичной торговле.

Идем дальше. Компания Skyweaver by Horizon Games собрала 3,75 млн. долларов от Initialized и выпустила публичную бета-версию. Epics стала первой спортивной карточной игрой на основе блокчейна. А CryptoSpells, карточная игра из Японии, заняла лидирующее место на японском рынке карточной торговли.

Децентрализованные нейминг сервисы 

Третьим по величине классом активов NFT (после игр и цифрового искусства) являются услуги по неймингу (наименованию), аналогичные доменным именам типа «.com», но основанные на децентрализованной технологии. Услуга Ethereum Name Service, запущенная в мае 2017 года и финансируемая Фондом Ethereum, с 2017 по 2018 год имела 170 000 ETH, залоченных в именах. В мае 2019 года команда обновила смарт-контракт ENS до совместимости с ERC721. Это означает, что имена могут свободно продаваться на открытых рынках NFT.

В октябре Opensea сотрудничали с ENS для проведения аукционов по 3-6-символьным именам с использованием механизма английского аукциона. Всего было подано 50 355 заявок на 7670 имен. Общая стоимость всех выигравших заявок составила 5 698,97 ETH. О некоторых интересных статистических данных с аукциона можно прочитать здесь.

Недавно в игру ворвались Unstoppable Domains с более рискованным подходом к децентрализованным системам именования, в результате чего компания Draper Associates и Boost VC получили 4 миллиона долларов США за серию A. Изначально построенный на блокчейне Zilliqa, Unstopable Domains недавно выпустили домен “.crypto” в лице актива ERC721.

Команда Kred работает над NFT, которые совместимы с ENS и DNS. Держа в кошельке Kred Domain Token, вы получаете доступ к управлению этим именем как в системе DNS (ссылка на веб-сайт), так и в системе ENS (ссылка на кошелек или контракт).

Иной опыт

В то время как большинство проектов в NFT были завязаны на коллекционировании и играх, разработчики внедряют NFT и в другие области. NYC и Token Summit продавали билеты на мероприятия, используя NFT. Команда Coin.Kred выпустила «NFT swag bag», который расценивался как полноценный билет. А вот команда Binance выпустила праздничные коллекционные вещи. Следом Microsoft выпустила Azure Heroes, значки для участников экосистемы Azure.

На первом крупном мероприятии, которое было посвящено NFT и проводилось в Северной Америке, NFT.NYC 2019, собралось почти 500 участников. Более 80 спикеров вышли на культовую Таймс-сквер в Нью-Йорке, чтобы обсудить зарождающуюся экосистему NFT.

Crypto Stamp – проект австрийской почтовой службы, предлагающий покупателям физических марок удобный путь в мир цифровых коллекционных изделий. Каждая физическая марка имеет участок с защитным слоем. Под ним покупатели находили частный ключ с небольшим количеством ETH и цифровую копию физической марки, которую они могли затем выставить на продажу в OpenSea. Проект был особенно интересен тем, что он связал нехватку цифрового актива с полезным физическим активом и завлек в мир NFT уже существующее сообщество коллекционеров.

Dapper Labs, создатели CryptoKitties, запустили турнирную игру под названием CheezeWizards. Отметим, что в игре был хард форк. Он привел к появлению как непастеризованных (англ. unpasteurized”), так и «пастеризованных» (англ. pasteurized) волшебников, из-за первоначальной ошибки в смарт-контракте. Обладая сложным on-chain игровым процессом, проект подчеркнул необходимость большей стандартизации вокруг метаданных NFT, возможность обновления контрактов, а также способность обеспечить надлежащее обновление аукционов при изменении основных атрибутов предметов.

Ушибы, переломы и реанимация 

Годы NFT прошли не без жертв. Почти все игры типа горячей картошки начала 2018 года сейчас мертвы. Хотя их активы все еще живут на OpenSea. Удивительно, но некоторые из этих проектов были реанимированы членами сообщества. Например,  CryptoAssault, так и Etheremon (ныне Ermon) были возрождены именно комьюнити. Также была неудачная попытка оживить CryptoCelebrities.

Мифы и заблуждения мира NFT 

Теперь, когда мы сделали обзор мира NFT, давайте поговорим о заблуждениях и мифах.

Лишь ограниченность стимулирует спрос

В первые годы существования экосистемы NFT была уверенность, что пользователей будет волновать дефицит NFT. И что они будут спешить покупать NFT просто потому, что они находятся на блокчейне. Вместо этого мы считаем, что спрос определяется более традиционными силами: полезностью и происхождением. Полезность является очевидной: Я готов купить NFT-билт, потому что он позволяет мне участвовать в конференциях. Я готов купить произведение искусства, если я могу увидеть его в виртуальном мире. Я готов купить предмет, если он дает мне особые способности в игре. Понятие происхождения отображает историю NFT. Откуда взялся токен NFT? Кто владел им в прошлом? С ростом рынка истории некоторых NFT становятся все более сложными и начинают значимо влиять на ценность токенов.

Смарт-контракты обеспечивают вечное существование NFT

Было мнение, что смарт-контракт обеспечивает бесконечную жизнь токенов. При этом не учитывался тот факт, что существуют и другие платформы (веб-сайты, мобильные приложения и тд), которые служат для взаимодействия обычных пользователей с NFT. Если они выйдут из строя, активы потеряют значительную часть своей стоимости. Конечно, в будущем децентрализованные приложения могут быть развернуты в полностью распределенном виде и никогда не столкнуться с подобными проблемами. Но пока мы живем в очень сильно зависимом друг от друга обществе.

Отсутствие цепи решит все наши проблемы

В 2018 и 2019 годах в некоторых проектах использовался подход «абстрагирования от блокчейна», скрывающий всю механику NFT для пользователей. Он предоставлял хостинговый кошелек с аутентификацией по имени пользователя и паролю. Это был интересный подход, потому что он позволял использовать тот же оптимизированный опыт загрузки, что и централизованные приложения. Проблема заключалась в том, что функциональная совместимость с экосистемой NFT (виртуальные миры, кошельки, рынки) была потеряна. Проекты, которые подключаются к существующей экосистеме NFT и, возможно, приносят в жертву некоторые части удобства использования в краткосрочной перспективе, как правило, более привлекательны для нынешнего сообщества.

Рынок NFT

Текущий размер рынка

Рынок NFT все еще довольно мал, и его несколько сложнее измерить, чем криптовалютный рынок. Особенно учитывая отсутствие спотовых цен на активы. Чтобы провести данный анализ, мы ориентируемся на объем вторичных торгов (т.е. продаж NFT по P2P-схеме) как на индикатор размера рынка. Используя данный показатель, мы оцениваем текущий вторичный рынок примерно в 2-3 млн долларов США в месяц. В течение последних шести месяцев в качестве основных индикаторов были выбраны следующие проекты:

Рост рынка

После пузыря CryptoKitties в конце 2018 года, количество уникальных пользователей, взаимодействующих с NFT, медленно, но неуклонно росло. С ~8 500 в феврале 2018 года до более чем 20 000 в декабре 2019 года. Видимо, движущей силой рынка является группа влиятельных пользователей (англ. power sellers).

На OpenSea в среднем медианное значение продажи равняется $71,96, в то время как среднестатистический продавец продал вещей на $1178, что указывает на большое количество продавцов.

Обратите внимание, что «большие» аккаунты, например, официальные игровые аккаунты, повышают среднее значение. В среднем покупатель OpenSea купил вещей на 943,81 доллара, при этом медианное значение покупки составило 42,72 доллара.

Учитывая заблаговременность, возможно, лучший способ измерить рост рынка – это посмотреть на опережающий индикатор: интерес разработчиков к миру NFT. За последний год количество контрактов с мейннетом ERC721 выросло в геометрической прогрессии по мере выхода на рынок новых разработчиков, достигнув 1000 в июне 2019 года.

Статистика
Объем
Количество еженедельных покупателей (оценочное)1500
Количество еженедельных покупок18 000
Среднее количество покупок на пользователем12

Механизмы продажи

В настоящее время NFT продаются в основном за ETH на децентрализованных биржах. Удивительно мало сделок происходит со стейблкоинами, такими как DAI или USDC. Вероятно, из-за комиссий при приобретении стейблкоинов. Голландские аукционы и торговля по фиксированной цене часто используются для продажи предметов с низкими ценами, в то время как английские аукционы (в стиле eBay) часто используются для продажи предметов с большими ценами, таких как ультра-ценные карты Gods Unchained или легендарные игровые предметы. Бандл также является очень популярным механизмом продажи. 

Распределение NFT

Вопрос, который можно задать: какие параллели есть у NFT-проектов? Являются ли сообщества вокруг проектов относительно изолированными (игроки, играющие только в Gods Unchained, играют только в Gods Unchained), или же между сообществами происходят коммуникации и войны? Является ли энтузиаст CryptoKitties владельцем домена ENS и участником экосистемы цифрового искусства?

Takens Theorem, анонимный, но очень дружелюбный аккаунт в Твиттере провел анализ параллелей между различными сообществами NFT. Выше приведена диаграмма, основанная на необработанных данных примерно с 400 000 адресов на OpenSea. На внешнем кольце каждая сеть состоит из адресов, которые уникальным образом владеют одним типом NFT. Количество соединений, изображенных на рисунке, представляет собой количество фактическое владение. Например, тысячи адресов принадлежат только CryptoKitties. Соединения на этих графах имеют размер, равный их количеству.

В Gods Unchained видно, что многим адресам принадлежит много карточек (колода!). Светло-серые узлы, которые соединяют NFT проекты, представляют совместное владение. Есть тысячи адресов, которые владеют NFT от двух игровых проектов. Они видны на правой стороне картинки. Но есть и другие, более мелкие совместные владения. Например, между Cryptovoxels и Decentraland. А также между ENS и многими другими проектами, на что указывают связи, «раздувающиеся» между разными проектами.