Разбираемся, как устроены метавселенные и как новичок может на этом заработать

29.05.2022
36 мин
3464
1
Разбираемся, как устроены метавселенные и как новичок может на этом заработать. Заглавный коллаж статьи.

Сегодня в рубрике «ПростоКрипта» разбираемся в том что такое метавселенные и почему о них так много говорят.

Для лучшего понимания советуем вам посмотреть наше предыдущее видео или прочитать статью из рубрики «ПростоКрипта» — про Web 3.0

Web 3.0 — рабочее название для новой версии интернета, неотъемлемой частью которого являются метавселенные.

История метавселенных

Термин «метавселенная» придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон. В киберпанк-романе «Лавина» так называлась трёхмерная виртуальная реальность, в которую можно было входить с помощью очков-гоглов. Чем и пользовался главный герой, кроша катаной врагов человечества — сначала в метавселенной, а потом и в «реальном» мире.

Согласно Стивенсону, метавселенная — это следующий этап развития интернета. Он объединяет физическую, дополненную и виртуальную реальности. 

Некоторые популярные игры носят признаки метавселенных. Например, Minecraft, в котором вы сами создаёте мир вокруг себя.
Некоторые популярные игры носят признаки метавселенных. Например, Minecraft, в котором вы сами создаёте мир вокруг себя.

Вездесущая реклама от овладевших миром корпораций, целые свалки с использованными тюбиками от наркотиков, банды отморозков, которые натягивают вдоль дорог струны от рояля, чтобы убить проезжающих мимо мотоциклистов и т.д — так выглядит физический мир недалёкого будущего по версии писателя.  Главный герой по имени Хиро в «реальном» мире работает разносчиком пиццы и живёт в Мегакладовке, крайне тесном и грязном месте, которое чем-то напоминает вот эти квартиры в современном Гонконге.

Само собой, от такой неприглядной жизни хочется куда-то спрятаться. И местом для эскапизма становится виртуальная реальность, придуманная хакером под ником Да5ид —  Метавселенная. Здесь люди могут путешествовать, общаться, сражаться на мечах, гонять на мотоциклах и многое другое.

В Метавселенной Стивенсона ты можешь быть кем-угодно и тебе за это ничего не будет. В случае «смерти» ты теряешь только свой аватар.

Кстати, понятие «аватар» тоже придумал Стивенсон. А ещё, в «Лавине» есть штука, очень напоминающая современные QR-коды: согласно роману, Лавина (Snowcrash) представляет собой компьютерный код, который поражает мозг хакера. Хакеру достаточно один раз посмотреть на код, чтобы заразиться.

Современные QR-коды человеческий мозг, конечно, не поражают. Но сами понятия между собой пугающе похожи.

Главный герой регулярно пропадает в Метавселенной — правда, не только ради развлечения. По совместительству Хиро — крутой хакер, который способен не только влиять на игровой процесс, но и проникать в такие глубины Метавселенной, которые и не снились простым смертным, пришедшим сюда развлечения ради.

Понятие «Метавселенная» впервые было использовано Нилом Стивенсоном в романе «Лавина»
Понятие «Метавселенная» впервые было использовано Нилом Стивенсоном в романе «Лавина». Можно сказать, что писатель предугадал появление метавселенных едва ли не за четверть века до их технической реализации в реальном мире. Источник: behance.net

Хайп вокруг метавёрсов случился в 2021 году. Но в игровой индустрии и кинематографе элементы метавселенных появились задолго до этого: фильмы «Матрица», «Бегущий по лезвию» или, например, «Первому игроку приготовиться», где аналогом метавселенной стала многопользовательская онлайн-игра «Оазис». Среди игр можно отметить Second Life. И это уже больше, чем игра: «Вторая жизнь» представляет собой трехмерное виртуальное пространство с элементами социальных сетей. Свыше 1 млн. активных пользователей сами решают, как им выглядеть внутри этой метавселенной и чем заниматься.

Признаки метавселенных есть в Warhammer, Minecraft, Cyberpunk 2077, Fallout, Fornite, Final Fantasy и многих других современных играх.

Определение «метавселенная»

Как и Web3, понятие «метавселенная» пока не имеет чёткого определения. В Википедии слово «Метавселенная» (образовано от греч. μετά- «между, после, через» и слова вселенная) определяется как «Постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологий виртуальной реальности».

В метавселенных люди могут выглядеть как они хотят и делать то, что они хотят: зарабатывать деньги, гонять на мотоциклах или просто танцевать без остановки.
В метавселенных люди могут выглядеть как они хотят и делать то, что они хотят: зарабатывать деньги, гонять на мотоциклах или просто танцевать без остановки.

Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор внушительного эссе о метавселенных, даёт этому понятию такое определение: «обширная сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».

Сложно. На сайте Meta определение звучит попроще: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».

Тим Суини, глава компании Epic Games, говорит, что метавселенная — это «нечто вроде игровой онлайн-площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix».

Fortnite от Epic Games обзор метавселенной.
avatar Dmitriy Yurchenko
суперпост

Но проще и лаконичнее всех выразился Марк Цукерберг —  создатель Facebook, теперь уже Meta. Он говорит: «метавселенная — это «объемный интернет».

Такие определения дают метавселенным эксперты и известные личности. А как бы вы охарактеризовали метавселенные? Что по вашему мнению является их главным достоинством и за счёт чего метавселенные может ожидать прорыв в ближайшие десятилетия?

7 принципов метавселенной по Мэттью Боллу

Метью Болл — венчурный инвестор, один из главных идеологов метавселенных.
Метью Болл — венчурный инвестор, один из главных идеологов метавселенных.

Чтобы сформировать это видение, давайте разберёмся  на каких принципах строится понятие «метавселенная». Согласно Мэттью Боллу, существует 7 основных принципов метавёрса:

  1. Постоянство. Никаких пауз или перезагрузок: это имманентный, бесконечный мир;
  2. Синхронность. Существование одновременно для всех и в реальном времени;
  3. Неограниченность. Количество пользователей стремится к бесконечности;
  4. Функционирование экономики. Внутренняя экономика игры работает на полную. Деньги можно не только тратить, но и зарабатывать: открывать свой бизнес, инвестировать, продавать, перепродавать и т.д.;
  5. Аугментация. Виртуальная и реальная жизни связаны воедино. Метавселенная — это не столько отдельный от настоящего мир, сколько его дополнение;
  6. Совместимость. Мета предоставляет пользователям «беспрецедентную совместимость данных». К примеру, если вы покупаете одежду для своего аватара в Fortnite, то должны иметь возможность использовать ее в любой другой игре или приложении;
  7. Открытость. Метавселенные доступны любым авторам и контент-мейкерам, которые могут создавать в них собственные «экспириенсы».

Но чтобы все эти принципы были реализованы, сперва нужно создать Web 3.0 — интернет, который мы описывали в одном из прошлых видео. При создании третьей версии Интернета не обойтись без блокчейна.

Как попасть в метавселенную?

Для запуска метавселенной обычно достаточно регистрации на сайте, привязки кошелька и лишь в некоторых случаях приложения для игры.
Для запуска метавселенной обычно достаточно регистрации на сайте, привязки кошелька и лишь в некоторых случаях приложения для игры.

Всё просто. Чтобы попасть в metaverse, чаще всего достаточно:

  1. Перейти на сайт той или иной метавселенной;
  2. Привязать кошелёк к игре.
  3. Запустить игру.

Например, на play.decentraland.org вы можете играть без привязки кошелька — как гость. Правда, в этом случае ваши игровые возможности будут ограничены. Это как если бы вы проходили демо-версию какой-нибудь игры: смотреть можно, но трогать нельзя.

Чтобы полноценно войти в Decentraland, можно использовать Fortmatic, Metamask или Wallet Connect. Первоначальный взнос в игре не требуется.

А вот в Alien Worlds нужно будет пополнить кошелёк на некоторое количество WAXP прежде, чем начинать игру. Мы подробно писали об этом в разборе метавселенной Alien Worlds.

Также потребуется загрузка viewerа игры — например, в Second Life. В каждой метавселенной это работает по-своему, но все метавёрсы просты в установке и не требуют десятков гигабайтов свободного места на диске. А вот что вам пригодится, так это хорошая видеокарта. Иначе вместо удовольствия от погружения в метавселенную вы рискуете получить нервный срыв.

Криптовалюты в метавселенных. Какие есть? Как купить?

Цифровые монеты могут и скорее всего станут основой экономики виртуальной реальности. Создавая новые токены, крупные компании привлекают в метавселенные деньги. 

Зачем вам токены в метавселенной? Дело в том, что в метавселенных из простого игрока вы невольно превращаетесь в инвестора. Имея цифровые монеты, вы сможете расплачиваться за услуги, покупать различные аксессуары и даже приобретать виртуальные земельные участки. Что особенно выгодно делать на первых этапах запуска игры, потому что в будущем, когда игра привлечёт миллионы новых пользователей, вы сможете продать этот участок в десятки раз дороже.

Это очень похоже на покупку недвижимости на стадии котлована в реальном мире. И риски здесь те же. Только прибыль может быть даже солиднее, чем при перепродаже «обычной» недвижимости.

Вот небольшой список токено на который можно обратить внимание в 2022:

  1. WAXP (Bock). Преимущество этого блокчейна — в его экологичности. Криптовалюта WAXP используется в метавселенной Alien Worlds;
  2. AXS (Axie Infinity). Мультяшная метавселенная с фантастическими зверюшками, за которой скрывается новая и довольно перспективная социальная сеть;
  3. CUBE (Somnium Space). Плюс платформы в том, что входить в неё можно через VR-очки. Криптовалюта CUBE призвана поддерживать работу этой экосистемы;
  4. BLOK (Bloktopia). Платформа на блокчейне Polygon. Относительно свежий проект, поэтому рекомендуем провести дополнительный ресёрч прежде, чем запрыгивать в него;
  5. HERO (Meta Hero). Фишка платформы — в наличии сканирования и моделирования. Разработчики игр оставляют о платформе положительные отзывы;
  6. ATLAS (Star Atlas). Проект порадует вас довольно красивой графикой. Любители космической тематики и всего вот этого вот будут в восторге;
  7. HIGH (High Street). Одна из метавселенных, построенная по принципу P2E — «играй и зарабатывай». Вы будете получать токены HIGH за прохождение квестов; 
  8. EPIK (Epik Prime). Проект с довольно интересной бизнес-моделью, которая объединяет в себе бренды и видеоигры. Также проект производит цифровые товары, продающиеся по всему миру.
  9. VRA (Verasity). В этой метавселенной вы можете получать токены за просмотры видео. Правда, есть ежедневные лимиты на доход — не больше 5 монет;
  10. MANA (Decentraland). Внутриигровой токен одной из самых популярных метавселенных. С помощью MANA вы можете торговать виртуальной землёй, создавать предметы цифрового искусства и делать ещё очень много всего.

Где покупать эти монеты? Не все из перечисленных коинов можно купить на Binance. Чтобы узнать на каких биржах листится та или иная криптовалюта, перейдите в раздел Market на странице монеты на Coinmarketcap:

Раздел Market токена MANA на CoinMarketCap.
Раздел Market токена MANA на CoinMarketCap.

Как новичку заработать в метавселенной?

Зарабаток в метавёрсе ничем не отличается от реального. Ведь любое комьюнити здесь состоит из таких же людей, как и в обычной жизни. Просто возможностей в метавселенной больше и выглядят это всё ярче.

Balenciaga появилась в метавселенной Fortnite. Источник: GQ
Balenciaga появилась в метавселенной Fortnite. Источник: GQ

Шоппинг. В метавселенных продаются вещи мировых брендов. Gucci и Balenciaga уже вовсю осваивают виртуальные пространства и продают цифровые аналоги одежды дороже, чем в физических магазинах. Для неофитов метавселенных этот бизнес может быть очень перспективным: ходи по маркетплейсам, выхватывай новые предметы в только что отчеканенных коллекциях и перепродавай с хорошей надбавкой.

Предметы искусства. То же самое, что с одеждой, только продавать вы будете картинки, фотографии и видео. Имея определённую сноровку, на этом можно поднимать несколько тысяч долларов в месяц. Также вы можете продавать персонажей игр: укомплектованные монстры из Axie Infinity стоят сотни и даже тысячи долларов.

Майнинг. Бизнес для ленивых. В том же Alien Worlds можно майнить и зарабатывать токен TLM. Главное — не забывать клацать мышкой раз в 10-15 минут и вовремя апгрейдить шахтёрские инструменты.

Перепродажа земельных участков. Высокорисковый способ заработка, и пока что считается прерогативой крупных инвесторов — или просто отпрысков мажоров из какого-нибудь Лос-Анджелеса. Одна их самых дорогих сделок в Sandbox на момент написания статьи — участок за 4 300 000 долларов. Хотя есть примеры и попроще: огородики на окраинах Decentraland могут стоить 5-10 тысяч долларов.

Почему Метавселенные стали популярны именно сейчас?

Пандемия коронавируса подтолкнула человечество к созданию метавселенных сильнее, чем другие факторы.
Пандемия коронавируса подтолкнула человечество к созданию метавселенных сильнее, чем другие факторы.

Нил Стивенсон издал свой пророческий роман в 1992 году. Но несмотря на всю крутость этих миров, человечество шло к их реализации почти 30 лет. Почему мы соображали так долго и что привело нас к форсированию создания виртуальных миров?

  • Демократизация экономики. Такой запрос в обществе существовал давно. И метавёрс способен его удовлетворить: здесь не имеет значения из какой вы страны,  какое у вас образование и принадлежите ли вы к элитному слою общества. Все аватары равны, у всех есть равный доступ к виртуальным благам. У тех, кто раньше находился внизу социальной лестницы, появился шанс на социальный лифт;
  • Естественный апгрейд. Развитие существующих сетей Web 2.0 в нечто более грандиозное выглядит вполне логичным. Новые технологии — блокчейн, сверхскоростной интернет, VR-очки (аналог гоглов из «Лавины»), позволили совершить скачок в развитии взаимодействия между пользователями. Поэтому мета — это обновленные соцсети, только  уже в плоскости Web3;
  • Пандемия. Это главная причина популяризации метавселенных. Covid-19 загнал людей в собственные квартиры, перевёл львиную долю населения на удаленную работу, вызвал социальное дистанцирование и изоляцию индивидуума от общества. Мета вписываются сюда идеально: благодаря им вы можете посещать любые пространства,  не выходя из дома, взаимодействовать с другими людьми и вести более-менее полноценную жизнь.

Ну а Марк Цукерберг со своей «любовью» к метавселенным и ведущие мировые бренды, которые поголовно стали нырять в NFT — это закономерное следствие появления метавёрсов и одновременно катализаторы их развития. Капитал движется туда, где есть спрос, где есть пользователи и как следствие — прибыль.

Масштабирование метавселенных: чего не хватает на текущем этапе

В метавселенных уже продаются участки за миллионы долларов. Однако без должной технологической поддержки это и дальше больше будет напоминать игры богатеньких, нежели серьёзные экономические процессы.
В метавселенных уже продаются участки за миллионы долларов. Однако без должной технологической поддержки это и дальше больше будет напоминать игры богатеньких, нежели серьёзные экономические процессы.

Что нужно для того, чтобы метавселенные стали действительно массовым явлением — не только в заголовках новостей, но и в реальности? А точнее — в виртуальной или дополненной реальности?

Для этого нужно следующее:

  • Устройства. Катализатором развития соцсетей стали именно смартфоны. Так и в случае с метавселенными: необходимо наладить массовое производство устройств для взаимодействия с ними — VR-гарнитуры, тактильные перчатки, проекционные системы, датчики и т.д.;
  • Сеть. Мы помним, что метавселенные должны работать постоянно, в реальном времени, и обеспечивать доступ миллионам пользователям одновременно. Для этого необходимы высокая пропускная способность и децентрализованная передача данных;
  • Вычисления. Кроме скорости важна и мощность оборудования — для обработки физики объектов, рендера, согласования и синхронизации данных искусственным интеллектом, проекциями, захвата движений etc.;
  • Платформы. Современные платформы находятся на ранней стадии развития. Конечная цель — чтобы пользователи могли взаимодействовать с платформами метавёрсов максимально комфортно. Путь будет длинным и тернистым, но возможно и очень быстрым. Многое зависит от количества вливаемых инвестиций;
  • Новые стандарты. Для развития метавселенных и взаимодействия пользователей между собой, как и в свое время для развития Web 2.0 интернета, понадобятся новые форматы, сервисы, движки и прочие механизмы. Они должны поддерживать авторские права, экспорт/импорт данных, технологии рендеринга, AI и физики;
  • Платежи. Метавселенные — это не просто соцсети нового поколения.  Это целая новая экономика. Ей нужны децентрализованные платежные сервисы и другие финансовые инструменты, которые смогут закрыть потребности этого виртуального мира и его пользователей;
  • Новый контент. Чтобы метавселенные стали массовым явлением, они должны быть наполнены новыми видами контента. Такой контент можно будет не только специальным образом создавать, но и продавать его, покупать, хранить и так далее. Нужна также новая система по управлению цифровыми активами внутри метавселенных;
  • Поведение пользователей. Ну и главное% человечество должно массово научиться взаимодействовать внутри метавселенных. Для этого потребуется беспрецедентная схема взаимодействия между людьми, компаниями и брендами. Сколько времени на это уйдёт, сказать сложно. Возможно, мы уже живём в новой реальности, только пока ещё не знаем об этом.

Это была теоретическая статья о метавселенных. У нас есть еще один материал на эту тему. В ней Марк Цукерберг пророчит 5 лет на постройку метавселенных. А ещё из этого материала вы узнаете почему бренды начинают ориентироваться не на человека, а на его аватар, и какое отношение ко всей этой кухне имеет криптовалюта.

Часто задаваемые вопросы

Метавселенная — это виртуальное пространство, которое является дополнением к физическому миру. По словам Марка Цукерберга, метавёрс — это «трёхмерный интернет».
К основным метавёрсам относят такие: Decentraland; Second Life; Somnium Place; Alien Worlds; Cryptovoxels; Starlink; Sandbox; Radio Caca; Cryptospells; MyCryptoHeroes. Именно они имеют самую крупную рыночную капитализацию и наибольшее количество игроков.
В неё входит виртуальное пространство, которое ограничено только вычислительными мощностями его разработчиков. Ведь по сути в мета игроки сами создают пространство вокруг себя, а значит теоретически они не должно иметь границ. А ещё в метавёрс входит децентрализованная экономика. Это открывает море возможностей для заработка как брендам, так и простым пользователям.
Некоторые эксперты считают, что Metaverse заменит соцсети в будущем. Место профилей в Facebook и Instagram займут аватары. Мета откроет новые возможности для брендов. Простым пользователям виртуальная реальность позволит быть тем, кем они хотят, и делать то, что они хотят, практически без ограничений.

Как вам статья?

1
0